Цветовая гармония
Комбинация из нескольких цветов или множества оттенков, которая рассматривается зрителем, как единая и вызывает у него симпатию. Дизайнеры под этим понятием подразумевают сочетание оттенков и цветов, которое включает в себя несколько понятий:
- гармония цветовых тонов;
- светлота;
- форма;
- насыщенность оттенков;
- количество данного цвета на картине, место их расположения.
Теоретики цвета выделяют понятие «цветовой круг», который подразумевает все цвета, которые воспринимает человеческий глаз в диапазоне «красный — фиолетовый». При этом цветовой круг не включает в себя черный, серый, а также белый тона, то есть, согласно теории, это не цвета. Их считают нейтральными тонами.
Как отличить, использованы ли цвета гармонично?
- Для гармонии цвета характерны монохромность, гамма, сдвиг к одному из тонов, ахроматичность и прочие связные моменты.
- Цвета должны быть контрастными, противоположными. Это либо перепад черного и белого, темного и светлого, либо разные цветовые тона, сочетающиеся контрастно.
- Гармоничная композиция не нуждается в изменении и дополнении. Она совершенна.
- В ней наблюдается порядок, использование всех штрихов объясняется рационально, наблюдается грамотно организованная композиция.
- Все цвета направляют размышления разума и эмоциональное состояние к прекрасному. Нет диссонанса, негативных элементов.
Согласно классическим представлениям, цвета, которые расположены рядом в круге, не могут гармонично сочетаться (фиолетовый и голубой, зеленый и оранжевый, пурпурный и оранжевый). Гете в свое время говорил, что в них нет ясности. Большинство людей, сильно не углубляющихся в искусство, считают гармоничными те цветовые комбинации, которые включают в себя цвета, расположенные близко в цветовой гамме, или же имеющие одинаковую светосилу. Но у них нет достаточной контрастности, что ставит под сомнение объективность суждения. Зачастую цветовое сочетание определяется понятиями «нравится — не нравится».
Но в теории под гармонией подразумевают симметричность, равновесие. Например, смотря долго на красный квадрат и закрывая потом глаза, мы невольно увидим зеленый. Так случается со всеми цветами, имеющими противоположные в гамме. Это связанно со свойством нашего мозга добавлять к увиденному цвету дополнительный. Таким образом, глаза сами нуждаются в комплиментарных цветах или же в контрастности. Согласно Гете, хорошо сочетаются оранжевый и синий, зеленый и красный, фиолетовый и желтый.
Схема гармонии цвета по Гете
|
Цветовая гармония. П.В. Лесовой. 2005 г.
|
Круг Освальда.
|