Цветная гравюра
Один из типов произведений цветной печатной графики, который существует уже 500 лет. О себе, как изобретателе данного направления, впервые заявил некий Уго да Карпи, живущий на Севере Италии и занимающийся гравюрами. В те времена в Венеции уже было патентное бюро, в которое он обратился в 1516 году с просьбой признания за ним статуса изобретателя техники «кьяроскуро», как он ее назвал. Но оказывается, что до него по крайней мере на десять лет раньше подобным образом творили Лукас Кранах и Ганс Бургкмайр, а также другие.
Теперь итальянцы вряд ли докажут, что они были изобретателями этого вида искусства. Зато они могут гордиться своими граверами, которые создали самые достойные образцы цветной гравюры. У Уго да Карпи множество произведений, которые он скопировал с Рафаэля, Караваджо, Джулио Романо, Пармиджанино и других великих художников. Он создал потрясающую и неповторимую коллекцию собственных произведений. А в 16-м столетии в Италии вообще наблюдается разгар цветной гравюры, но к следующему столетию этот вид искусства перестает быть популярным и практически исчезает. В 19-20-м столетии мир снова интересуется кьяроскуро. Появляются такие граверы, как Феликс Валлотон из Швейцарии, Владимир Фалилеев, Анна Остроумова-Лебедева и Иван Павлов из России. Они возрождают это направление и делают его снова популярным.
Чтобы создать цветную гравюру делают оттиск, на который наносится черная краска с элементами другой. Это позволяет добиться разных цветовых состояний и плавных переходов. Также можно печатать одним цветом, но делать оттиски на разных уровнях. Тогда получатся переходы оттенков за счет разной глубины травления. Также в процессе оттиска используются водяные краски, цветные подкладки и прочие элементы.
Доску могут раскрасить и монотипно, в стиле черно-белого офорта. Также возможно нанесение сначала черной краски, потом вытирание доски и монотипная роспись.
Набивают доску и разными офортными красками. Сначала каждый цвет по очереди вводится в металл, потом поверхность доски высушивается и вытирается, после чего наносится следующий оттенок краски. В результате получается, что на доске сохраняется один рисунок, но вместивший в себя компоненты разных оттенков.
Саломея. Юлиус Клингер. 1909 г.
|
Сосна на пруду Сендзоку. Хиросигэ. 1832 г.
|
Перевал Мисимагоэ в провинции Косю. Кацусика Хокусай. 1830 г.
|